26 апреля 2018 года в техникуме было проведено открытое учебное занятие по дисциплине «Русский язык и литература». Тема — «Роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»: нравственная проблематика, сюжетно-композиционное своеобразие, особенности позиции автора». При подготовке урока преподаватель — О.А. Деева, опиралась на принципы системно-деятельностного подхода к обучению: работа студентов на уроке была организована на основе технологической карты. Кроме того, были продемонстрированы интерактивные методы работы с художественным текстом, в частности — драматизация кульминационного эпизода изучаемого романа. Своими впечатлениями от учебного занятия делится методист техникума Елена Валерьевна Сорока.
Как методист, хочу отметить, что любое открытое учебное занятие — это эффективное средство повышение качества преподавания, поскольку оно позволяет представить актуальные педагогические методики и технологии, обсудить возможности их использования в данном образовательном пространстве, при изучении той или иной дисциплины, поговорить о профессиональной этике и стиле коммуникации со студентами. Именно поэтому проведение открытого учебного занятия требует серьезной и тщательной подготовки.
О.А. Деева начала готовить урок по роману М.А. Булгакова в июне 2017 года. Тогда на суд коллег был представлен фрагмент открытого урока с элементами драматизации. По мнению преподавателя, драматизация в условиях дефицита учебного времени является уникальным средством, позволяющим комплексно решать задачи формирования предметных знаний, умений и навыков и общих компетенций студентов.
Работа над драматизацией начинается с подготовки сценария. В рамках самостоятельной работы студенты изучают художественный текст (в данном случае — кульминационную сцену романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита») и создают его драматургическую версию. Эта деятельность, во-первых, совершенствует такие важные виды речевой деятельности, как чтение (поисковое, творческое и др.) и письмо. При создании драматургической версии важно не только заменить косвенную речь прямой, а авторские описания сократить до ремарок, но сохранить лексические и синтаксические особенности авторского текста. Следовательно, главную нашу задачу — совершенствование коммуникативной компетенции студентов, драматизация решает успешно.
Во-вторых, на этапе репетиций (постановки мини-спектакля), безусловно, развиваются творческие способности (в частности способность интерпретировать художественный текст), эстетический вкус, умение работать в команде, психологическая устойчивость и навыки самопрезентации.
Что касается воздействия на аудиторию, драматизация, как правило, более действенное средство, чем выразительное чтение, пересказ или ответы на вопросы. Если актеры и режиссер хорошо справились со своей задачей, зрители приобщаются к авторской идее на эмоциональном уровне, этические ценности русской классической литературы становятся частью их мировоззрения.
Все эти соображения были изложены преподавателем в статье, опубликованной в сетевом издании Городского методического центра «Слово учителю» в августе 2017 года.
Наконец, 26 апреля 2018 мы были приглашены на открытое открытое учебное занятие. После объявления темы и ознакомления со структурой урока студенты самостоятельно формулируют цель и задачи занятия. Отмечу, что приоритет самостоятельной работы прослеживался не только на этапе постановки цели. После предъявления слайда «Основные сюжетные линии романа «Мастер и Маргарита» преподаватель предлагает студентам самостоятельно описать сюжетно-композиционные особенности произведения. Затем следуют сообщения студентов, подготовленные в рамках внеаудиторной самостоятельной работы, при этом группа должна не просто ознакомиться с информацией, но составить и записать тезисы. Вообще формирование коммуникативной компетенции, гармоничное соотношение заданий, обеспечивающих развитие устной и письменной речи непрерывно находилось в центре внимания преподавателя.
Ознакомление с романом заканчивается демонстрацией мини-спектакля, после чего начинается новый этап урока — подготовка к экзаменационному сочинению по тематическому направлению «Верность и измена». Вначале необходимо поговорить о требованиях к экзаменационной работе и ее структуре. Сочинение должно включать определение понятий, вынесенных в заглавие. Преподаватель предлагает студентам сформулировать определение верности и измены, опираясь на текст романа «Мастер и Маргарита». И что же оказывается?
Верность — это очень хорошо и достойно. Чтобы сохранить верность своим идеям, делу, близким людям, нужно быть сильным, целеустремленным, великодушным. Ну а измена? Всегда ли это удел безнравственных, подлых людей? Нет, утверждают студенты. Ведь Мастер отрекается от своего романа, потому что он устал и сломлен. И Понтий Пилат принимает решение казнить Иешуа, будучи загнанным в тупик. Да и Маргарита, связавшись с нечистой силой, изменяет традиционным этическим ценностям. А что скажешь о Воланде? Он «часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо».
Философская глубина романа и мастерски проведенный урок помогают студентам понять неоднозначность любого жизненного события. М.А. Булгаков утверждает: в первую очередь важно увидеть мотивы поступка человека. Члены МАССОЛИТа предпочитают комфорт и материальные блага творчеству, поэтому они становятся объектом злой насмешки автора. Но Мастер, отрекающийся от своего романа, вызывает у писателя сострадание. А предавший Иешуа Пилат в финале получает от автора покой. Прежде чем назвать человека предателем и изменником, разберись в ситуации, учит Булгаков, осудить легко, сложнее понять и простить. Гуманистический пафос романа, осмысленный студентами, становится основой для дискуссии, аргументами в которой служат эпизоды, события и образы изученного произведения. Живой разговор о нравственно-философских проблемах, которые никогда не утратят своей актуальности, — так, на мой взгляд, и должен выглядеть хороший урок литературы.
Учебное занятие О.А. Деевой получило высокую оценку коллег. Гостями занятия стали Н.Н. Ковзель — заместитель директора по учебной работе, Л.Г. Коваленко — заместитель директора по воспитательной работе, А.И. Лавриненко, Н.Н. Гайкова — преподаватели русского языка, и другие преподаватели. И все они были единодушны в оценке урока. По таким критериям, как системность, логичность, научность были выставлены самые высокие баллы. При этом урок нельзя назвать отрепетированным или заранее подготовленным. Настоящее обучение невозможно без ошибок, заминок, оплошностей. Но они ничуть не испортили общего впечатления от открытого учебного занятия.