День «Торжества программирования»


Что мне запомнилось после этого дня? Больше всего – глаза. Огромные глаза, глядящие на меня даже не с вопросом. Скорее, с какой-то  задумчивой болью: «А, ведь, им не интересно…» Кому? И что не интересно? Им, ребятам, поступившим на специальность «Прикладная  информатика» и «Программирование», не интересны программы, написанные их сверстниками. Почему?  Как-то на занятии ребята писали о том, что для них программирование. Там были строки и о создании своего мира, и о желании и возможности  управлять, и о стремлении реализовать то, что еще никто никогда не делал.

И вот, вижу перед собой мальчишку, пример иного рода: стоит с понурой головой – не думал, что программирование, это просто набирать код. И как приятно видеть, слышать, как увлеченно, со смехом, ребята пишут код, советуясь, иногда в шутку, а иногда и всерьез друг с другом.  Как перейти от одного к другому? От упавшей на руки рядом с клавиатурой головой, к подпрыгивающему, почти галопом подскакивающему студенту, идущему отмечать в листе очередную сделанную задачу?

Этот переход приходится искать каждый раз заново. Невозможно оставаться равнодушным к тому, что это «не интересно…», что «все равно…». Но как добиться противоположного? Например, сесть рядом и вместе начать решать задачу, преодолеть порог — страх неудачи, а потом он идет дальше сам, и после занятия, на почту, высылает сделанную программу, сражающую продуманным интерфейсом. Но вот другой пример:  решаем вместе, но у студента возникает страх на каждом слове кода, он ругает себя, но страх не уходит, победить так и не удается. А отсюда  тяжелое удрученное состояние. И придет ли он на следующий день?

А что вдохновляет, придает силы начинать еще и еще раз? Неожиданные открытия. Например, студент, замкнутый и необщительный, вдруг  раскрывается в проведении мастер-класса учащимся с младшего курса. В течение часа держит их внимание, со смехом, увлеченно, учит их  программировать.  Но как быть с теми, кому не интересно? Искать, искать подходы вместе с теми, кому было не интересно ранее, и кто преодолел эту грань и теперь увереннее смотрит на монитор.  Наверное, если перефразировать Льва Толстого, не интересно бывает всем по-разному, а интересно – всем одинаково. Можно ли выделить виды  неинтересности? Один из них, например, страх «что не получится», тогда нужен пусть небольшой, но успех, он поможет сделать шаг вперед. Еще не  интересно, когда кажется, что это бесконечная рутина и ты не видишь радостного на этом пути. Тогда надо больше радостей привнести –  красивости, музыку. Не интересно, когда ты решил, что тебе это не понять. Никогда. Тогда попробовать нарисовать эту непонятную вещь.

А может, еще вариант: привлечь на свою сторону и родителей? Чем они могут помочь? Смогут ли выступить в роли заказчиков программ? Со всех  сторон окружить студента вопросами – как решается задача, как продвигается программа? И дома, и в техникуме. Тогда он, равнодушный,  почувствует, что от него что-то зависит и он может изменить этот мир.

От его действий зависит, что услышит в ответ на свой вопрос заказчик, мать, отец, преподаватель. Он может расстроить, обрадовать, озадачить. И как тут уже оставаться равнодушным?  Но это полдела. Основное – увлеченность в работе, ощущение, что вот-вот все получится. Как добиться такого чувства у них, да и у себя?  Смотреть, просто смотреть, если кто-то программирует, пока самому не захочется сделать что-нибудь подобное.  Что будет дальше с ними, с теми, кто хоть раз пережил торжество программирования? Станут ли работать программистами? Можно с уверенностью сказать, что если возникнет необходимость, то они смогут сделать программку, которая будет в помощь им и их друзьям. Станут ли  они великими программистами? Может быть. Если возьмутся решать великие задачи. Но начинать великий путь нужно с малого шага. И этот  шаг они сделали, придя на день «Торжества программирования».